Шведы, видимо, жалеют, что дали Нобелевскую премию по экономике Полу Кругману. Многие политики страны обрушились с критикой на всемирно известного экономиста, после того как он сравнил динамику цен в крупнейшей экономике Скандинавии с борьбой против дефляции в Японии.
"Я удивлен его сравнением с Японией, - заявила заместитель главы Центрального банка Швеции Сесилия Скингсли. - Различий между Швецией и Японией значительно больше, чем сходства".
Не понравилось шведом то, что Кругман охарактеризовал действия Риксбанка во время финансового кризиса как “садомонетаризм”. Он утверждает, что увеличение процентной ставки в 2010 и 2011 гг. дало импульс дефляционной спирали, так же как это произошло в Японии.
Потребительские цены в Швеции упали в марте на 0,6% по сравнению с годом ранее. Показатель не может достичь целевого значения Центробанка в 2% с декабря 2011 г. С поправкой на эффект ставки по ипотечным кредитам цены отстают от таргета Риксбанка с декабря 2010 г. Банк Швеции не ожидает роста потребительских цен на уровне 2% ранее середины 2015 г.
Глава Риксбанка Стефан Ингвес, ранее возглавлявший Базельский комитет по банковскому надзору, который Кругман окрестил "крепостью садомонетаризма", в начале апреля заявил, что ожидает возвращения инфляции. В этом месяце он сохранил ключевую ставку на уровне 0,75% после решения о ее сокращении в декабре прошлого года.
Один из главный архитекторов восстановления Швеции после банковского кризиса 1990-х гг. - Ингвес - неоднократно выступал против чрезмерно слабой кредитно-денежной политики. Она, по его мнению, может привести к росту задолженности по потребительскому кредиту, который и так уже на рекордно высоком уровне. Шведы обязаны своим кредиторам более 170% от располагаемых доходов.
Долг является "самым важным вопросом для нас и останется таковым в обозримом будущем", заявил Ингвес в этом месяце.
...
Читать дальше »